Необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, чтобы не нарушить развитие ребенка. Если детский страх не соответствует возрастному, это может являться для родителей сигналом для наблюдения за поведением и психическим состоянием ребенка. Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем тем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь. Отсутствие страхов вообще является патологичным, и причинами этого являются низкая чувствительность у ребенка, психические заболевания, задержка психического развития, родители - алкоголики и наркоманы. Еще одним источником страхов является психологическое заражение от сверстников и взрослых вследствие безотчетного подражания. Все факторы, участвующие в возникновении страхов у ребенка в семье, А.

А. И. Захаров Происхождение детских неврозов и психотерапия

Мясищев [14] определял невроз как болезнь личности, и, в первую очередь, как болезнь развития личности. Он рассматривал невроз как психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающие болезненно-тягостные переживания неудач в жизненной борьбе, неудовлетворенных потребностей, недостигнутой цели, невосполнимость потерь и др. В настоящее время неврозы рассматриваются как психогенные заболевания личности.

Психогенный характер неврозов обозначает, что они обусловлены действием психологических факторов, значимых для человека, которые выражаются в виде его существенных переживаний. Специалисты в области детской психологии и детской психиатрии, которые занимаются проблемами неврозов и невротического развития личности у детей А. Спиваковская , традиционно описывают несколько групп факторов, которые приводят к невротическим нарушениям:

Невротические страхи Как уже отмечалось в статье страхи, обычно возрастные страхи существуют после возникновения в течение.

Виды неврозов в детском возрасте Страх у ребенка может быть проявлением невроза. Проявляется появлением приступообразно возникающего часто в момент засыпания страха, иногда сопровождающегося галлюцинациями. В зависимости от возраста содержание страха может быть разным. В дошкольном возрасте чаще возникает страх темноты, боязнь остаться одному в комнате, персонажа сказки или просмотренного фильма.

Иногда малыш боится появления придуманного родителями с воспитательной целью мифического существа: В этом случае ребенок может убегать из школы иногда даже из дома. Заболевание проявляется пониженным настроением, иногда — дневным энурезом. Чаще этот вид невроза развивается у детей, не посещавших детский сад в дошкольном возрасте. Он делится на 2 вида: Невроз навязчивых действий проявляется такими, возникающими помимо желания, непроизвольными движениями, как шмыгание носом, мигание, вздрагивание, наморщивание переносицы, топанье ногами, похлопывание кистями по столу, покашливание или разного рода тики.

Тики подергивания возникают обычно при эмоциональном напряжении. Фобический невроз выражается в навязчивой боязни замкнутого пространства, колющих предметов, загрязнения. У детей постарше могут отмечаться навязчивые страхи болезни, смерти, устных ответов в школе и т.

Страх и тревога в генезе неврозов. Страх - одно из ведущих клинических проявлений при неврозах Немчин Т. Невротическим можно определить страх, который или не оправдывается конкретной угрозой, или не соответствует ей по степени значимости, но всегда имеет определенную психологическую подоплеку своего происхождения мотивацию. Невротический страх в виде общей боязливости, страха ожидания лежит в основе невроза страха в оригинале у 3.

Фрейда - невроза тревоги. Классической моделью невротического страха являются также фобии.

На лекции «страхи современного человека: нужно ли бороться с точки зрения психоанализа, откатываются во время приступа болезни на самые ранние возрастные этапы, когда они Невротические страхи.

Агорафобия — боязнь открытого пространства, Ситофобия — боязнь принимать пищу и т. Бредовые страхи — это страхи, причину появления которых найти не удается. Например, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу фрукты, овощи или мясо , боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указываю на серьезные отклонения в психике, могут служить началом развития аутизма.

Дети с бредовыми страхами должны лечиться в клиниках неврозов и больницах. Сверхценные страхи, связанные с некоторыми идеями как говорят, с идефиксациями , первоначально соответствуют какой-либо жизненной ситуацией, а потом становится столь значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К таким страхам относятся социальные страхи:

Основные виды детских страхов

Собственно, по их наличию в быту и определяется детский невроз. Часто ритуалы шокируют окружающих. Страх условно делится на ситуативный и личностный.

Авторы выделяют преобладающие страхи детей данной возрастной группы и страхина две большие группы: возрастные и невротические [2].

Возрастные, невротические и бредовые страхи детей. Татьяна Я не знаю возрастное это или невротическое, но мои дочки 6 и 3 ужасно боятся насекомых. Орут диким криком при виде жучка или паучка. Не говоря уже об осах, мухах, комарах и даже божьих коровках.: Полина Меня часто спрашивают о детских страхах. Зато уменьшается страх перед незнакомыми людьми лет - смерть, сверхъестественные существа например, приведения или ведьмы , физическая травма, гром и молния, темнота, животные, одиночество, разлука с родителями, бандиты.

Страх перед незнакомыми людьми и масками, куклами и т. Полина лет - проходят детские страхи перед темнотой, одиночеством, сказочными героями и сверхъестественными существами. Им на смену приходят социальные страхи - собственной несостоятельности в дружбе, учёбе, играх, спорте. У некоторых детей появляется страх серьёзно заболеть СПИДом, раком, диабетом и другими смертельными или мучительными заболеваниями. В роли источников страха начинают выступать и события, показанные в программах новостей, триллеры и фильмы ужасов, которые посмотрел ребёнок.

Полина У подростков и взрослых страхи уже не возрастные, а индивидуальные.

Невротические страхи: что за ними стоит

Собственно, по их наличию в быту и определяется детский невроз. Часто ритуалы шокируют окружающих. Страх условно делится на ситуативный и личностный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.

Личностно обусловленный страх появляется в незнакомой обстановке, при новых знакомствах и предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью.

страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные страхи отме чаются у эмоционально чувствительных дете отражение особенностей их.

А жизнь маленького ребенка, ежедневно связанная с новыми открытиями, часто сопряжена и со страхами. Специалисты разделяют возрастные и невротические детские страхи. Первые совершенно естественны на определенном этапе взросления ребенка, вторые могут травмировать его психику, если не помогать малышу от них избавляться. Возрастные страхи У детей до года может быть выражен страх резких звуков, а также страх остаться без мамы даже на несколько минут.

Малыш еще не в состоянии понять, что мама может уйти и вернуться, и воспринимает уход самого близкого человека как что-то очень страшное. Именно в этот период жизни закладывается базовое доверие к людям, поэтому очень важно понимать страхи малыша. Чуть больше возрастных страхов возникает у деток с 1 года до 3 лет. Это может быть страх одиночества, страх темноты, страх замкнутого пространства.

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ. полезно прочитать.

Отличается преобладанием в клинической картине разнообразных навязчивых явлений, то есть движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию больного, который сознавая их необоснованный болезненный характер, безуспешно стремится их преодолеть. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия обсессии и навязчивые страхи фобии.

В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий обессивный невроз и невроз навязчивых страхов фобический невроз. Часто встречаются смешанные навязчивости.

Невротические расстройства в детском возрасте, такие как страх, тревога . и подростковом возрасте, возрастные особенности тревожно-фобических.

Изначально оправданные действия на неблагоприятном фоне затем закрепляются уже как навязчивости: При болезнях глаз могут закрепиться привычки к миганию, морганию, потиранию глаз При частых простудах и воспалении верхних дыхательных путей могут закрепиться шмыгание носом или подкашливание. Они обычно проявляются в период после 5 лет. Такие тики затрагивают лицевые мышцы, шею, верхние конечности, могут быть со стороны дыхательной системы, сочетаться с недержанием мочи или заиканием.

Такие повторяющиеся однотипные действия могут доставлять ребенку дискомфорт, но чаще всего они становятся привычными, он их не замечает. Подробнее о причинах возникновения и лечении нервных тиков у детей. Как правило, склонность к неврозам закладывается с раннего возраста, когда формируются и закрепляются стрессовые привычные патологические действия: Если такие действия не устранены в раннем возрасте, они способствуют неврозу на фоне стрессов уже у детей постарше.

Фобические проявления обычно выражены в виде особой боязни: Зачастую дети формируют особые мысли или представления, которые противоречат принципам воспитания и морали, и эти мысли создают у них тревоги и переживания, страхи. Депрессивные неврозы Для малышей они не характерны, обычно к ним склонны дети в школьном возрасте, особенно в период полового созревания. Ребенок стремится быть в одиночестве, отстраняется от окружающих, постоянно пребывает в подавленном настроении со слезливостью и снижением самооценки.

Невротические фиксации. Л.И.Винникова